Автор: Березенцева Л.В., воспитатель первой квалификационной категории МОУ Верхнемазинская средняя общеобразовательная школа имени Д.В.В.Давыдова Радищевского района, Ульяновской области.
Интеграция образовательных областей: Познавательное речевое развитие, социально коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с их малой Родиной, знаменитыми людьми. Обогащать представления детей о знаменитом земляке Денисе Васильевиче Давыдове; закрепить знания о том, как люди чтят память о земляке, прославившего наше село.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к истории родного края, формировать бережное отношение к культурному и духовному наследию.
Продолжать развивать умения, приобретённые знания и рассуждения в общении со сверстниками.
Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение стихов, инсценировок.
Воспитательные:
Воспитывать чувства патриотизма.
Воспитывать чувства гордости, желание быть похожим на земляка.
Методы: Игровой, наглядный, слуховой.
Приёмы:
Беседа с детьми
Загадывание загадки
Чтение стихотворения
Инсценировка «На привале»
Танец
Просмотр презентации «Д.В.Давыдов-поэт партизан»
Словарная работа: Гусар, поэт, привал, барышни, всадник, земляк.
Предварительная работа:
Беседа о Д.В.Давыдове.
Экскурсия по селу, школьный музей, к памятнику Д.В.Давыдову.
Просмотр презентации «Помним и чтим».
Чтение и разучивание стихов.
Создание альбома «Наши рисунки, посвященные гусару».
Рассматривание картин.
Изготовление реквизитов для сценки.
Материал к занятию:
Картины местного художника Андреева.
Запись народной песни.
Презентация «Помним и чтим».
Костюмы для танца «Гусары и барышни».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Занятие начинается в фойе перед музеем.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту картину. Перед вами картина художника А.Е.Андреева. Что на ней изображено? (всадник на коне) А как вы думаете, кто этот всадник, лихо сидящий в седле? (гусар) В своей картине художник Андреев изобразил лихого гусара Д.В.Давыдова. Вот сегодня мы с вами поговорим об этом человеке. Кто мне скажет: кто такой Д.В.Давыдов? (герой, партизан, поэт) Почему мы будем говорить о нем?
А говорить мы о нем будем потому, что он наш земляк, и мы должны знать о нем, помнить его.
- Послушайте стихи о нем, которые сочинили сами дети.
Денис Давыдов – гусар отважный.
Скакал он на коне.
Он был красив, и смел, и важен,
Писал стихи он при луне.
Гусар он был и был он храбрый,
Он жил в моем селе.
В своих стихах воспел он Мазу,
Что дорога тебе и мне.
Денис любил просторы Мазы,
Над речкой Мазкой тополя.
Не подводил друзей ни разу.
И умер, Родину любя.
- У нас в школе создан музей и мы уже с вами здесь были на экскурсии, а сегодня проведём необычное занятие.
Дети проходят в музей рассаживаются.
Воспитатель: Поэт партизан Д.В.Давыдов родился в Москве два века назад (показ портрета). С раннего детства он был окружен заботой и вниманием своих родителей. Как и все дети, он с малых лет любил маршировать, махать саблею, играть ружьем. Одним из ярких впечатлений детства Дениса была встреча с А.В. Суворовым, который заметил резвого ребенка, благословил его и сказал: «Ты выиграешь три сражения». Родители, готовя своего ребенка к праздной жизни, к удовольствиям, учили его говорить по-французски, танцевать, рисовать, обучали музыки. После окончания учебы его отправили на военную службу в гусарский полк.
- Д.В.Давыдов был военный. Он участвовал во многих сражениях и выиграл их. Во время Отечественной войны 1812года против французов, вместе с другими солдатами он участвовал в партизанской войне.
- Вот сейчас, давайте закроем глаза и перенесемся на поле сражения. (Включается видеозапись боя). Открываем глаза и внимательно смотрим на экран. Идет сражение. Что мы видим на экране? Как сражаются люди? (Идет страшный бой. Есть раненые. Солдаты мужественно сражаются).
- После каждого боя наступает затишье. Солдаты рассаживались вокруг костра, беседовали, курили, отдыхали.
Воспитатель:
На поле бранном тишина,
Огни между шатрами.
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров над нами.
(Мальчики – гусары рассаживаются у костра. Ведется беседа. Исполняется сценка «Гусары на привале»).
Генерал:
Был вчера я солдатом, а сейчас генерал.
За Россию сражался, под Москвой полк стоял.
Те далекие годы никогда не забыть,
Обещаем Отчизне так же верно служить.
Молодой солдат: Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром, французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
Генерал:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри не вы!
Плохая им досталась доля;
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
1 гусар:
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…
2 гусар:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Генерал:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри не вы!
Плохая им досталась доля;
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
(М.Лермонтов)
Воспитатель: Вот такие беседы велись во время отдыха у костра. После военных действий возвращались гусары к себе домой, где их встречали милые барышни.
(Танец «Гусары и барышни»)
Воспитатель: По окончанию военных действий Д.В.Давыдов приезжает жить в наше село. С Мазой связаны многие страницы жизни Давыдова. Посмотрите на макет. Это усадьба Давыдовых. Вот в этом доме жил со своей семьей Давыдов. Усадьба была расположена на краю села. Посмотрите и скажите, что находилось рядом с домом? Предлагаю прогуляться по поместью Давыдовых. Это сад. Что росло в саду Давыдовых? (персики, орехи, абрикосы, яблоки) Сад был большой, в нем росло много фруктовых деревьев. Что еще было в поместье Давыдовых? (пруд) Пруд был окружен огромными деревьями. Мы с вами знаем, что Д.В.Давыдов любил заниматься рыбалкой. Но река Мазка была глубока лишь в некоторых местах. Денис Васильевич с крестьянами вырыли пруд и запустили мальков рыбы. Пруд был чистый и красивый. Чем еще любил заниматься Давыдов? (охотой) Да, он любил выезжать на угодья охотиться.
- Денис Васильевич очень любил лошадей, любил поскакать по степным просторам. Очень хвалил крестьян, которые содержали в чистоте и сытости своих лошадей.
- А, знаете ребята, еще сторожилы говорили, что у нас на дорогах было много разбойников. Кто такие разбойники?
- Денис Васильевич помогал бороться с грабителями. Он защищал людей, спасая от разбойников.
- Мы с вами говорили, что Денис Васильевич очень многое сделал для своих крестьян по приезду в село Верхняя Маза. Давайте вспомним, что он сделал? (запретил телесные наказания, открыл школу, помогал больным).
- Он часто посещал крестьянские избы, видел, как плохо живут крестьяне, и старался им помочь. Какую он оказывал помощь? (давал зерно, лечил)
- Денис Васильевич пользовался уважением и любовью жителей. Д.В. Давыдов был гусар, а также и поэт. В Мазе им были написаны лучшие поэтические произведения. А как вы думаете, о ком и о чем писал Давыдов? (о войне, о подвигах, о себе, о любви). Вот сейчас послушайте его отрывок из стихотворения:
Море воет, море стонет,
И во мраке, одинок,
Поглощен волною тонет
Мой заносчивый челнок.
Но счастливец, пред собою
Вижу звездочку мою-
И покоен я душою
И беспечно я пою.
- На его стихи пели романсы.
Звучит романс.
- Здесь, в селе Верхняя Маза закончился жизненный путь Д.В.Давыдова, великого сына России. Что связано в нашем селе с именем Давыдова?
- Прошло много лет, но помним и чтим память этого человека.
Рефлексия.
- Ребята, на этом наша экскурсия подходит к концу. Что вам понравилось из сегодняшнего рассказа? Хотели ли вы ещё побывать в музее? Что вы ещё хотели узнать? Кому вы расскажите о том, что узнали сегодня?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они вырастут настоящими патриотами нашей родины.