Автор: Казакова Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад «Калинка» (пгт Юрья, Кировская область).
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица
Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Подлинной приметой современной педагогики является все более возрастающий интерес к исследовательскому обучению детей. Конечно же, это обусловлено высокой динамичностью современного мира, в котором человек должен уметь находить нестандартные пути решения различных жизненных задач. А для этого, он уже с детства должен учиться самостоятельно, добывать новые знания и уметь применять их на практике. Также, нужно помнить о том, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно. Ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследования раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.
С большим интересом проведена воспитанниками нашего детского сада исследовательская работа «История пуговицы и ее роль в жизни человека». Идея исследования возникла в ходе создания в группе музея «Чудо-пуговка». После создания музея осталось много неиспользованных пуговиц, и у нас возникла проблема, как и куда можно их применить. Мы вместе с ребятами эту проблему постарались решить.
Объектом исследования стала простая пуговица.
Предмет исследования: история пуговицы и ее назначение.
Таким образом, основной целью исследования стало узнать историю возникновения пуговицы, ее назначение и применение в жизни человека.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить значение слова «пуговица», познакомиться с историей возникновения пуговиц через литературные источники.
Выявить назначение пуговиц, их разнообразие и роль в жизни человека.
Найти интересные факты о пуговице.
Создать поделки, дидактические игры из пуговиц и свою модель пуговицы.
Мы выдвинули гипотезу о том, что назначение пуговицы гораздо шире, а не только как застежка.
Актуальность исследования состоит в том, что, казалось бы, простая пуговица, но мы никогда не задумываемся об этой детали, застегивая утром рубашку или платье. И когда мы ее теряем, то очень огорчаемся. Кажется обычный и обыденный предмет, но его так бывает жалко. В современном мире трудно представить, что когда-то люди могли обходиться без пуговиц, без этого предмета и аксессуара. И все же неизменный интерес у людей она вызывала всегда, начиная с древних времен и до наших лет. Если глубоко изучить историю возникновения пуговицы, то может открыться много интересного и познавательного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих фактов и особенностей. Поэтому мы считаем, что эта тема актуальна и представляет интерес не только у детей, но и взрослых.
Нами впервые была предпринята попытка поиска, систематизации и обобщения материалов по данной теме, подтверждение информации архивными данными.
За последний десяток лет это первая исследовательская работа по истории пуговицы в районе.
Для работы нами выбраны методы исследования:
Выбор темы, постановка задач, выдвижение гипотезы.
Изучение энциклопедической и исторической литературы, поиск информации в интернете для знакомства с историей возникновения пуговицы.
Поиск информации и исторических фотографий по теме исследования в библиотеках Юрьянского района Кировской области.
Работа в секторе районного архива администрации Юрьянского района.
Встреча с бывшими работниками бытового комбината пгт Юрья.
Организация экскурсий в магазины поселка Юрья и, интервьюирование с продавцами магазинов.
Рассматривание пуговиц.
Опрос родителей.
Создание новой модели и поделок из пуговиц.
Анализ и систематизация найденной информации и оформление исследовательской работы.
Свою работу мы начали, с того что попытались самостоятельно сформулировать понятие «что такое пуговица». Чтобы убедиться, что наш ответ правильный мы решили проверить это в толковых словарях.
Рассматривая энциклопедии, мы познакомились с историей возникновения пуговицы. Мы выяснили, что уже с древних времен пуговицу использовали не только как застежку, но и как оберег, знак отличия и награду
Но этой информации было недостаточно. Мы обратились за помощью к библиотекарю районной детской библиотеки.
В детской библиотеке, мы узнали, что пуговица является героиней устного народного творчества. Ей посвящены загадки, пословицы, поговорки, написаны сказки. А также существует множество народных примет и толкований снов, связанных с пуговицей.
Проанализировав полученную информацию, мы решили узнать о швейных предприятиях поселка. Мы посетили архив района и выяснили, что в поселке существовал райбыткомбинат, но, к большому сожалению, в 1996 году он прекратил свое существование. Мы узнали, что на этом предприятии трудились две женщины, которые сейчас работают в нашем детском саду «Калинка». Из бесед с бывшими работниками райбыткомбината мы узнали, как они применяли пуговицы в своей работе.
В ходе нашей исследовательской работы мы узнали, что в мире существует несколько памятников и музеев, героиней которых является простая пуговица.
Для выяснения о разнообразии пуговиц мы посетили интернет - музей пуговиц в Италии (городок Сант-Арканджело). Совершили экскурсии по промышленным магазинам нашего поселка, с целью выяснить в каких магазинах продаются пуговицы. Из интервью с продавцами этих магазинов мы узнали, что покупатели зачастую обращают внимание только на цвет, не задумываясь о качестве товара.
Провели опрос среди родителей нашей группы и выяснили: что большинство родителей не знают, что обозначает слово «пуговица». Радует тот факт, каждый родитель хотя бы пару раз играл с ребенком в игры с пуговицами.
Наша коллекция пуговиц - это запасные пуговицы от одежды, от старых ненужных вещей, купленные когда-то «про запас». Мы решили взглянуть на них по-новому.
Рассмотрев пуговицы в ходе наших исследований, мы поняли, что это еще и отличный дидактический материал. Мы изготовили различные пособия для занятий, придумали дидактические игры с пуговками. Это и «Мозаика», «Угадай цифру», «Пуговичный футбол» и многие другие. Изготовили прекрасные поделки и оригинальные украшения из пуговиц.
Появившись в каменном веке, пуговица достигла, казалось бы, полного совершенства. Но нам показалось, что в недалеком будущем людям станут скучны изделия массового производства и нам пришла идея превратить в яркие пуговки школьный ластик. Надеемся, что в будущем наша пуговица займет достойное место в мире моды, так как будет выполнять сразу несколько функций: застежка, украшение и ластик.
В ходе нашей работы оформлена энциклопедия «История пуговицы от древности до наших дней», книжка-малышка «Чудо-пуговка».
Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены. В ходе проведенной работы мы собрали и обобщили материал по истории пуговицы и ее роли в жизни человека и пришли к следующим выводам:
1. Наше исследование выстроено в соответствии с определенной системой, по намеченному плану и имеет целенаправленный характер. Объем исследований проведен большой. Проанализировано много литературных источников, проведены собственные исследования пуговиц с точки зрения разнообразия и применения.
2. Мы узнали, что пуговицы видоизменялись и совершенствовались в течение нескольких тысяч лет. Уже с древних времен их использовали в качестве украшений, наград, предавали по наследству, и даже в качестве денег. И то, что функция оберега отошла на второй план, пуговица продолжает являться своеобразным носителем информации, если пришивать ее разными способами. А еще мы узнали, что имеются государственные стандарты, которые предъявляют требования к пуговицам и даже проводят испытания на их прочность.
3. Экспериментально мы установили, что при помощи пуговиц можно сделать много интересных вещей: поделки, дидактические игры, украшения. Получили новые знания, как можно сделать пуговицу своими руками.
При подготовке к исследованию мы предположили, что назначение пуговицы гораздо шире, а не только как застежка.
Проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу: даже в наше время пуговица продолжает быть многофункциональным предметом. Играет большую роль для человека, особенно для нас, как будущих школьников, для развития мелкой моторики, развития кругозора и познавательного интереса.
Ценность нашей работы, заключается в том, что это первая исследовательская работа по истории пуговицы среди дошкольников в нашем районе.
Итогом работы стала успешная защита исследовательской работы воспитанниками группы на районной конференции юных исследователей «Интеллект будущего» в марте 2014 года. Ребята были награждены дипломом I степени.
С уверенностью могу сказать, что собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Список литературы:
1. Савенков А. И. Готовим ребенка к школе. Учим учиться самостоятельно. Самара, «Учебная литература», 2008.
2. Савенков А. И. Я исследователь. Самара, «Учебная литература», 2007.
3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, «Учебная литература», 2007.