Поиск по сайту

Купить рекламу на сайте

Автор: Палагина О.В., воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» (г. Тамбов).

«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, картофелем, морковкой, кляксография с трубочкой, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.

Автор: Килина Ирина Николаевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 30 «Подснежник» (Иркутская область, г. Усть-Илимск).

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2011 году я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Мама, папа, я – активная семья».

В сентябре 2011 года было проведено промежуточное обследование семей воспитанников методом анкетирования. Цель данного исследования - выявить предпочитаемый стиль воспитания в семье, способы общения родителей со своими детьми.

По результатам анкетирования был разработан тематический план мероприятий с детьми и родителями.

В октябре проводимые мероприятия были посвящены темам: «Моя семья», «Игры в семье». В рамках этой недели родителям были предложены консультации «Игры в семье», «Как играть с ребенком», «Игра помогает решить проблемы!». Родители как домашнее задание разработали листовки «Игры моего детства».

В ноябре проведена неделя «Дружбы». С детьми в течение недели проведен мини-тренинг «Давайте жить дружно». Подготовлен и проведен совместный семинар-практикум с детьми и родителями «Играйте вместе с нами». Цель: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность, создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

В декабре тематическая неделя была посвящена играм и забавам. В рамках этой недели проведены коммуникативные игры для создания дружеской обстановки в семье и детском коллективе. Детьми было оформлено дерево пожеланий, на котором они разместили сделанные своими руками «Сапожки и новогодние варежки» с взаимными пожеланиями в новом году.

В январе было проведено совместное праздничное развлечение «Рождественские посиделки».

В феврале Неделя вежливости и добрых дел. С детьми подготовлен и проведен мини-тренинг «Дружные ребята», каждая семья в течение недели вела свой «Календарь добрых дел».

Март был посвящен неделе книги. Для родителей были оформлены книжные выставки, индивидуальные консультации, анкетирование родителей «Мои книги».

В апреле проведена диагностика родителей воспитанников. Анализ результатов показал, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Семья и детский сад – два воспитательных центра, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Список литературы:

Давыдова О.И, Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ Этнопедагогический подход. М.: Творческий Центр, 2005 г.

Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

Доронова Т.Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка – Пресс, 2001 г.

Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника». М.: Творческий Центр, 2005 г.

Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

Автор: Габдулхакова Рамзия Рафисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Чебурашка» (г. Воркута)

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В. С. Сухомлинский)

Дошкольный возраст характеризуется быстрым темпом роста и развития всех органов и систем, в том числе и нервной системы ребёнка. В этом возрасте она пластична, гибка, но вместе с тем и легкоранима. Это обязывает нас, взрослых, бережно относиться к ребёнку, так как нервные клетки разрушаются и не восстанавливаются.

Для нормального развития нервной системы необходим правильный режим. Режим – это рациональное питание, сон, закаливание организма, прогулки, режимные процессы.

Давайте рассмотрим условия, в которых ребёнок может нормально расти и развиваться. Каждый знает, какое значение для детей имеет спокойная обстановка в семье. Но не каждый об этом помнит. Чтобы ребёнок рос спокойным, большое значение имеют и предоставление ему возможности играть и заниматься в специально отведенном для него уголке, и режим тишины, предусматривающий устранение всех раздражающих громких звуков, и главное – доброжелательные отношения между членами семьи. Все это важно потому, что ребёнок приходит из детского сада к концу дня уже утомленным и любой раздражитель действует на него особенно сильно. Очень сильно влияют на детей скандалы в семье, неуважительное отношение, покрикивание, резкость в обращении старших друг к другу. Свои конфликтные ситуации решайте, когда ребёнка нет рядом, постарайтесь при ребёнке находить общий язык. Если родители умеют видеть в ребёнке человека и обходятся с ним справедливо, то он обретает чувство уверенности. Если ребёнок привык видеть, что с ним строги, но справедливы, это дисциплинирует его, он становится более уравновешенным. Нельзя забывать о том, что требования к ребёнку должны быть едины и посильны для выполнения, тон обращения спокойным и приветливым.

Шумная обстановка в доме является одним из сильнейших раздражителей нервной системы ребёнка. Постоянный шум приводит к быстрому утомлению, ухудшению памяти, снижению внимания, повышенной раздражительности.

Очень плохо влияет на ребёнка привычка взрослых громко разговаривать. Ребёнок привыкает к высоким раздражителям, перестает реагировать на спокойный тон, начинает сам говорить громко.

Приходя вечером из детского сада, наполненный впечатлениями дня, малыш дома должен быть окружен покоем, и вся обстановка должна его как бы подготовить к предстоящему ночному отдыху. Вы можете поиграть в спокойные игры, побеседовать, почитать сказки и т.д. Найдите своему ребёнку 20 минут после работы, поиграйте, порисуйте, пообщайтесь. Пусть ребёнок почувствует, что он не один, что есть рядом родные.

Если дома дисциплина и порядок, постоянство и последовательность требований, дети растут спокойными. Хотелось бы дать вам несколько советов:

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент временных неудач. Терпеливо, с интересом, слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики и грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.