Автор: Анисова Светлана Витальевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Радость» д/с №145 (Свердловская область, г.Нижний Тагил).
Цель: Уточнить характерные признаки весны, выявить знания детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
— уточнить и обобщить знания детей о весне, перелетных птицах,
— активизировать качественный словарь,
— уточнить знания детей о величине предметов, их количестве.
Развивающие
— стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать,
— развивать наблюдательность, активность, интерес к окружающей природе,
— развивать словесно-логическое мышление,
— развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные:
— воспитывать любовь к природе, к птицам,
— доставить детям радость, пробудить весеннее настроение,
— воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы.
Материал к занятию:
Демонстрационный: Картинки с изображением весны; коробочка; птица; репродукция картины «Грачи прилетели» А.К.Саврасова; мнемотаблица по картине, карточки – символы «признаки весны»; дерево с двумя ветвями (одна длинная и толстая, др. короткая и тонкая); гнездо, изображенное на дереве; набор картинок птиц – грачи и скворцы (по 5 штук); мольберт.
Раздаточный: листы черной бумаги квадратной формы (по кол-ву детей), клей, кисточки, тряпочки, дополнительные детали – глаза.
Ход:
Воспитатель вносит в группу необычную коробочку, из которой доносится пение птицы.
— Ребята, посмотрите, что я нашла возле дверей нашей группы! Как вы думаете, что это? (коробочка, посылка)
— Посмотрите, на ней что-то написано. Сейчас прочтем! Дары для ребят из группы «Простоквашино» от матушки природы.
— Да это же посылочка для вас, ребята! Сама природа вам ее прислала! А давайте посмотрим, что же там внутри?
Воспитатель открывает коробочку и достает из нее маленькую птичку.
— Ой, кто же это? (птичка) Почему она так звонко пела? (высказывания детей)
— Птицы, первые вестники! Посмотрите за окном, какое время года? (весна)
— А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)
— Ребята, наша птичка шепнула мне на ушко, что в коробочке, есть еще что-то! Давайте посмотрим, что? Да это какие-то карточки. О чем они нам помогут рассказать?
— Какие признаки весны вы на них заметили? (тает снег, бегут ручьи, солнышко светит ярче и теплее, на деревьях появляются почки, прилетают перелетные птицы)
Дети по символам составляют свои высказывания.
— Вот и к нам с вами птичка с весною прилетела, рассказать, что вся природа оживает.
Игра «Веснянка»
Солнышко — солнышко, золотое донышко
(разводят руки, поднимают вверх)
Побежал в лесу ручей
(бегут на месте)
Прилетели сто грачей
(машут руками, имитируя полет птиц)
А сугробы тают, тают
(медленно приседают)
А цветочки подрастают
(встают на цыпочки и тянутся руками вверх)
— Вот и на картине художник тоже хотел показать нам, что наступает весна. Как называется эта картина?
— Ребята, попробуем с помощью волшебной таблички составить рассказ по картине. Какой день изобразил художник Саврасов, какие березы, грачи, небо, строения, какое настроение навевает этот образ.
— Рассказ вы будете придумывать по цепочке — один начнет, другой продолжит, а третий закончит, чтобы все ребята поучаствовали.
— Молодцы, очень интересный у вас получился рассказ, потому что вы все вместе его придумывали. Все старались.
— Ребята, а каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточка, скворцы, соловьи, дикие утки, гуси, лебеди) Почему их называют перелетными?
— Посмотрите на наше дерево, какие птицы прилетели к нам? (дети рассматривают и высказываются)
— На какой по длине ветке сидят скворцы? А грачи? Какие ветви по толщине?
— Посчитайте, сколько скворцов и сколько грачей? Как сделать так, чтобы их стало одинаковое количество? (действия детей, высказывания суждений)
Воспитатель обращает внимание детей на пустое гнездо на дереве.
— Посмотрите, ребята, а вот это гнездо почему-то пустое. Что нужно сделать, чтобы оно не было пустым? Не хотите ли вы поселить туда своих вестников – грачей?
— У нас на столах лежат листки бумаги черного цвета, попробуем из них смастерить птиц. Вместе со мной начнем выполнять работу. (Воспитатель показывает способы складывания бумаги)
— Своих замечательных птиц поселите в гнездо, кто изготовил птицу, может помочь своему товарищу.
Сегодня мы с вами вспомнили признаки весны, рассказали, какие перелетные птицы прилетают к нам и своими руками изготовили птиц, заселили их в гнездо, чтобы птицам было весело вместе, и они еще звонче пели.
— А птичку мы отправим в наш уголок природы, чтобы мы в любой момент могли посмотреть на нее и вспомнить, как она радовала нас вестью о том, что пришла весна!