Автор: Курченко Ольга Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР д/сад №14 «Чебурашка» (Калининградская область, г. Балтийск).
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в различных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольных учреждениях уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей посещающих детский сад.
Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронических патологий преобладают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения и аллергические заболевания кожи, 70% процентов страдают кариесом зубов, имеются нарушения сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
У детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств. Почти до 40% процентов детей составляют группу риска по развитию психических нарушений.
Анализ физического развития детей выявил тенденцию уменьшения количества гармонично развитых детей и увеличения числа детей с дисгармоничным развитием. Соответственно, возросло число детей с замедленными темпами созревания. При поступлении в детский сад от 20% до 50% процентов детей имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. И среди, посещающих дошкольные учреждения детей, большое количество имеют неблагоприятные реакции на дозированную физическую нагрузку, а также низкую устойчивость организма к заболеваниям. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста новых болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения своего здоровья приведут к положительным результатам.
В связи с актуальной проблемой оздоровления детей разработана программа по валеологии для детей дошкольного возраста. Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности.
Цель программы: Сформировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья; выработка разумного отношения к нему.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о:
— составных частях тела и его анатомическом строении;
— режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;
— гигиеническом уходе за телом;
— движении тела и его значении для здоровья человека;
— влиянии закаливания (естественных факторов — солнца, воздуха и воды) на здоровье;
— естественном окружении ребёнка и его здоровье;
— установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к её объектам и дарам;
— природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;
— отравляющих растениях и грибах;
— особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отличие чёрт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявлений организма;
— установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;
— культуре поведения детей как основе здоровья;
— профилактике и устранения вредных привычек;
— детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;
— детских болезнях и их профилактике;
— некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);
Формировать у детей основы валеологического сознания, бережливое и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других, как высочайшей ценности.
Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в:
— гигиеническом уходе за телом, его частями, органами;
— закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно-гигиенических навыков в еде;
— правильном питании;
— приготовлении отваров из трав, морсов, оздоровительных чаёв;
— общении со взрослыми и товарищами;
— проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям;
— самостоятельном урегулировании возбуждённого поведения;
— пользовании правилами личной безопасности, дорожно-транспортного движения, предоставлении первой помощи себе и другим людям при травмах и отравлениях, повышении температуры, головной боли;
— использовании музыки, танцев, художественного слова, художественных картин, цвета, подвижных и пальчиковых игр в личном оздоровлении;
— общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними;
— организации самостоятельной жизни дома без взрослых («один дома»).
Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями.
Здоровый образ жизни — главная цель формирования, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья.
Воспитывать у детей желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые элементы практических привычек.
Реализация программы осуществляется на занятиях – 1 раз в неделю, срок обучения три года, начиная с младшей группы. Длительность занятий: младшая группа (15-20 минут), средняя группа (20-25 минут), старший возраст (25-30 минут).
Методы реализации программы:
Практические:
Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребёнка в ДОУ.
Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребёнка.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
Закаливание по схеме.
Создание центра Правил дорожного движения для использования полученных знаний в игровой деятельности.
Словесные:
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Подвижные игры.
Развлечения.
Моделирование ситуаций.
Консультации.
Наблюдения.
Наглядные:
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериалов.
Рассматривание иллюстраций.
Аудиовизуальная техника.
Информационно-агитационные стенды.
Театрализованная деятельность.
Личный пример взрослых.
В программе использованы инновационные методы: Игрового, проблемного обучения, наглядного моделирования, мнемотехники, элементы триз, организация экспериментальной деятельности детей.
Принципы создания программы:
Доступность:
учёт возрастных особенностей детей;
адаптированность материала к возрасту.
Систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному;
частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
учёт особенностей мышления.
Динамичность:
интеграция программы в разные виды деятельности.
Дифференциация:
учёт возрастных особенностей;
создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребёнком.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения:
Дети научились самостоятельно выполнять все доступные возрасту процессы одевания, умывания, самообслуживания;
За столом в группе ведут себя в соответствии с правилами при небольшой помощи взрослых;
Проявляют инициативу и независимость;
Стремятся оказывать помощь взрослым, сверстникам, которые испытывают затруднения;
К концу второго года обучения:
Дети полностью самостоятельны в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания, они аккуратны и адекватно оценивают культурно-гигиенические навыки сверстников и свои;
Проявляют заботу о слабых детях, с радостью оказывают им помощь в одевании, умывании, быту;
Самостоятельно выполняют все правила этикета.
С помощью взрослого дети умеют устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием организма.
К концу третьего года обучения:
Бережно, заботливо относятся к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников, умеют называть и понимать состояния здоровья и нездоровья;
Беспокоятся, при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью, готовы оказать помощь в случае необходимости;
Проводят связь между поступками, условиями жизни и здоровьем;
Знают особенности функционирования человеческого тела, строение организма;
Тематическое планирование по валеологическому воспитанию дошкольников:
Младшая группа:
Месяц | Тема | Количество |
Сентябрь | Человек | 4 |
Октябрь | Кожа, лицо, руки | 4 |
Ноябрь | Одежда, обувь | 2 |
Декабрь | Нос, рот, уши | 4 |
Январь | Волосы | 2 |
Февраль | Зубы | 4 |
Март | Питание | 4 |
Апрель | Настроение | 4 |
Май | Кожа (тело, ноги, руки) | 4 |
Всего часов | 32 |
Средняя группа:
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь | «Зачем нам нужны зубки» | 2 |
1. | ||
2. | «Нос и уход за ним» | 2 |
Октябрь | «Дружим с водой» | 2 |
1. | ||
2. | Кожа (тело, руки, ноги). | 2 |
Ноябрь | «Как настроение» | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖЛичная гигиена. Понимание необходимости и значение гигиенических процедур.Предметы необходимые для поддержания чистоты тела. | 2 |
Декабрь | «Глазки – подсказки» | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖВитамина и здоровый организм.Названия отдельных витаминов и продуктов, в которых они содержатся, их польза и значение для здоровья. | 2 |
Январь | «Самая быстрая улитка в мире» | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖ«Опасный петушок» | 2 |
Февраль | «Кто охраняет мой рот?» (язык, зубы, губы) | |
1. | ||
2. | Кто такие микробы? | 2 |
Март | Моя осанка. | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖ. Улица, дорога, пешеход. | 2 |
Апрель | Лес – наше богатство. | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖЗнаешь, ли ты свой домашний адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь? | 2 |
Май | «Радости и горести подводного царства» | 2 |
1. | ||
Июнь | Опасность вокруг нас: предметы, ядовитые ягоды и грибы. | 2 |
Август | ||
Всего часов | 36 |
Старшая группа:
Месяц | Тема | Количество часов |
Октябрь | Настроение. | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖПравила дорожного движения. | 2 |
Ноябрь | Кровь – живая вода. | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖРебёнок и другие люди: опасность контакта с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых, и к кому можно обратиться за помощью. | 2 |
Декабрь | Насос для перекачки крови – сердце! | 3 |
1. | ||
2. | ОБЖ«Что нужно делать, чтобы быть здоровым» | 2 |
Январь | «Из чего мы сделаны?» (кости, мышцы, кожа). | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖВ мире опасных предметов. Правила безопасности во время грозы, пожара | 2 |
Февраль | ОБЖИзучаем свой организм. Правила оказания первой помощи. | 2 |
1. | ||
2. | «Тоненькие паутинки» (нервы). | 2 |
Март | «Путешествие по волшебному тоннелю». | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖБолезни и их профилактика. Забота о здоровье окружающих. Взаимодействие живых организмов в природе, опасность загрязнения окружающей среды, охрана природы. | 2 |
Апрель | «Воздушные лепестки». | 2 |
1. | ||
2. | Желудок – фабрика по переработке пищи. | 3 |
Май | Лекарства и витамины. | 2 |
1. | ||
2. | ОБЖРебёнок и другие люди. «Если чужой приходит в дом» | 2 |
Июнь | Ядовитые растения и грибы. | 2 |
1. | ||
2. | Природа и мы. Контакты с животными. | 2 |
Всего часов | 36 |
Основное содержание работы по валеологическому воспитанию дошкольников:
Младшая группа:
Месяц | Тема | Цель | Методические приемы | Количество часов |
Сентябрь | Человек. | 1. Познакомить детей со строением тела человека.2. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. | Дидактическая игра «Дорисуй человечка» (дорисовать недостающие части тела).Дидактические игры «Собери человечка» (из счётных палочек, природного материала, геометрических фигур, верёвочек), «Нос, нос, нос» (покажи, что назову).Музыкальная игра «Где же наши ручки». | 4 |
09. | ||||
Октябрь | Кожа, лицо, руки | 1. Закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом мытья рук).2. Расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, душистое, розовое, белое, мыльце, вода — чистая, тёплая, холодная. | Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья» (внесение мыла и полотенца).Игры-экспериментирование «Вот какая пена», «Ловкие пальчики», «Весёлые путешественники», «Весёлые кораблики», «Нырки», игры с губками, переливание воды, игры с резиновыми игрушками в воде.Пальчиковые игры с называнием пальцев.Дидактические игры «Собери лицо» (из геометрических фигур, счётных палочек, верёвочек, природного материала), «Какое мыло», «Что в мыльнице?».Чтение Н. Саконская «Где мой пальчик» | 4 |
10. | ||||
Ноябрь | Одежда, обувь. | 1. Закреплять значение одежды и обуви, последовательности одевания.2. Воспитывать желание ходить в чистой и аккуратной одежде и обуви. | Сюжетно-ролевая игра «В гостях у матрёшки».Ситуация — «Будем заваривать чай».Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» (бумажный вариант)Общение – «поможем кукле, она упала, порвала платье».Лото — «Одежда», «Обувь». | 2 |
11. | ||||
Декабрь | Нос, рот, уши | 1. Закреплять знание о бережном отношении к своему здоровью.2. Приучать заботиться об органах слуха — ушах (тёплая шапочка, платок от ветра и мороза). | Сюжетно-ролевые игры «Врач», «Семья», «Детский сад».Общение – «Мы стираем платочки», «Я и детский сад», «Я и дети».Ознакомление с трудом врачаУпражнения дыхательной гимнастики: подуй на листочек, чтобы он долго шевелился; дыхание с задержкой; «кастрюля с кашей» — короткие, резкие выдохи.Подвижные игры «Пузырь», «Мячик и насос», «Что звучит» (узнавание разнообразных звуков — бытовые, музыкальные, звуки животных), «Кто позвал».Работа с пиктограммами (веселье, грусть). | 4 |
12. | ||||
Январь | Волосы. | 1. Закрепление навыков ухода за волосами (расчёсывание после сна, мытьё волос).2. Знакомим с правилом — расчёсываться можно только своей расчёской. | Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Семья».Ознакомление с трудом парикмахера.Ситуации «Завяжем куклам бантики», «Расчешем куклам волосы», «Что нам надо для мытья волос» (рассматривание картинок или предметов).Чтение потешки «Расти коса» | 2 |
01. | ||||
Февраль | Зубы. | 1. Закреплять правила ухода за зубами.2. Познакомить с правилами: полоскать рот, чистить зубы.3. Обучить детей навыку полоскания рта после еды. | Сюжетно-ролевая игра «Врач».Практические упражнения на формирование и закрепления навыка — полоскание рта после еды.Познакомить с зубной щёткой и пастой.Объяснить, что дети чистят зубы щётками и зубной пастой только для детей. | 4 |
02 | ||||
Март | Питание | 1. Дать детям знания о том, что из продуктов есть полезно, что можно есть в большом количестве, что нужно есть с соблюдением правил ограничения.2. Закрепить правила поведения за столом. | Сюжетно-ролевая игра «Семья».Ознакомление с трудом повара. Общение «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол». Дидактическая игра «Определи на вкус» (определить с закрытыми глазами на вкус яблоко, печенье, булку, хлеб, огурец и т.д.) Дидактические игры «Логические цепочки — большое, маленькое», «На что похоже» — графическое изображение. | 4 |
03 | ||||
Апрель | Настроение | 1. Закрепить связь между хорошими поступками людей и настроением у окружающих нас взрослых, родных, друзей.2. Установить связь между эмоциями и цветом. | Общение «За что меня можно похвалить», «Я и моя бабушка, сестричка, друг…».Дидактические игры: «Собери весёлое/грустное лицо» (из геометрических фигур, палочек, природного материала, верёвочек), «Дорисуй» (обводка геометрических фигур и их дорисовывание).«Найди к весёлой девочке весёлого мальчика».Работа с пиктограммами — «Подари цвет радости солнышку, для хмурой тучки». | 4 |
04. | ||||
Май | Кожа (тело, руки, ноги). | 1. Закрепление знаний об уходе за всеми частями тела.2. Закрепить знания о том, что у полотенец разное назначение — для рук, ног, тела.3. Развитие сенсорных ощущений. | Сюжетно-ролевая игра «Семья» (внесения мыла). Различение полотенец по величине — для лица, рук, тела.Игры с мылом — на закрепление названий (словообразование).Дидактические игры: «Чем я моюсь» — набор мочалок, щёток, моющих средств и т.д. Ребёнку надо выбрать те предметы, которые он использует при купании или мытье рук.«Какая вода?» — определение качеств воды (тёплая, чистая, прозрачная, спокойная и т.д.) | 4 |
05. | ||||
Средняя группа:
Тема | Цель | Методические приемы | Количество часов | |
Сентябрь | «Зачем нам нужны зубки» | Познакомить детей с зубной щёткой, с правилами её хранения, с приёмами движения зубной щётки в сухую. | Беседа о здоровой пище. Д. И. «Да или нет».- Творческие рассказы на тему: «Приключения новой куклы в детском саду». Сказка «Почему у зайцев здоровые зубы» И. Л. Рахманинова.- Д. И. «Назови когда» — учить детей по образному восприятию устанавливать зависимость явлений.- Определять и называть в какое время суток проводятся определённые гигиенические мероприятия (чистка зубов, полоскание рта).- Закрепить знание о личной гигиене. | 2 |
1. | ||||
2. | «Нос и уход за ним» | — Дать детям представление об одном из важнейших органов чувств — обонянии.- Приучать беречь орган и соблюдать правила ухода за ним. — Развивать зрительную память, совершенствовать конструктивные способности. | — Игровая ситуация иллюстрации цветочной поляны или сада.- Коллаж «Наш нос и уход за ним»- Мнемотаблица «Король Носиус I». Беседа с опытами.- Сказка «Заяц – хваста»- Игра «Чей нос лучше» | 2 |
Октябрь | «Дружим с водой» | — Продолжать формировать у детей самостоятельность и активность в выполнении культурно-гигиенических навыков.- Формируем осознанное отношение к правилам и нормам культурно-гигиенических навыков.- Развиваем память, внимание, совершенствуем мелкую моторику рук. | — Игровая ситуация: «В гости приходит поросёнок Хрюша»- Алгоритм «Как правильно мыть руки».- Запись звуков бегущего ручья, текущей воды.- Мнемотаблица «Дружим с водой»- Чтение сказки «Мойдодыр» Чуковского. | 2 |
1. | ||||
2. | Кожа (тело, руки, ноги). | — Дать сведения о коже человека, о её назначении.- Учить предотвращать возможные ситуации, опасные для здоровья. | — Кукла Незнайка.- Тактильные дощечки.-Коллаж «Кожа и уход за ней»- Мнемотаблица. | 2 |
Ноябрь | Как настроение. | — Развивать эмоциональный мир ребёнка.- Учить определять различные настроения людей, которые проявляются в мимике, жестах, действиях.- Учиться работать над корректировкой негативного поведения. | — Плоскостной театр на фланелеграфе по сказке «Доктор Айболит» (обезьянка, шарманщик, доктор Айболит).- пиктограммы: стих-е «Сидит колдунья сердится» | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖЛичная гигиена, понимание значения и необходимости гигиенических процедур, предметы, необходимые для поддержания чистоты тела. | — Развивать у детей понимание значения гигиенических процедур. | — Опыты со снегом (качество талой воды).- Экскурсия в прачечную д/с. Беседа чистота и здоровье.- Чтение Т. Зайцев «Дружи с водой», А. Барто «Девочка чумазая»- Сюжетно-ролевая игра: Сделаем куклам разные причёски. | 2 |
Декабрь | «Глазки – подсказки» | — Дать детям представление об одном из органов чувств — зрении.- Объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами.- Развивать зрительную память, внимание. | — Игровые ситуации: (кукла Чиполлино).- игрушки для игры «Найди игрушку».- Коллаж «Наши глаза».- Дидактическая игра: «Узнай на вкус». | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖВитамины и здоровый организм: польза и значение для здоровья, названия отдельных витаминов и продуктов в которых они содержатся. | — Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. | — Беседа «полезно — не полезно»- Чтение Л. Зильберн «Полезные продукты», К. Кузнецов «Замарашка».- Дидактическая игра «Назови правильно».- Продуктивная деятельностьпосадка лука.- Рисование «В нашем саду растут витамины». | 2 |
Январь | «Самая быстрая улитка в мире» | — Дать детям расширенные знания об одном из важнейших органов чувств — слухе.- Приучать беречь слух, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами.- Развивать внимание, память, совершенствовать конструктивные способности. | — Картинка с изображением корабля плывущего по морю.- Запись звуков моря.- Предметы для имитации звука.- Коллаж «Органы слуха». | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖ«Опасный петушок» | — Обучить мерам пожарной безопасности.- Рассказать об электроприборах, спичках, зажигалках, о последствиях пожара в доме. | — Рассказ воспитателя о пожарах, рассматривание иллюстраций, сюжетные предметные картинки.- Чтение С. Я. Маршак «Кошкин дом».- Игра — тренинг «Если в доме случился пожар» | 2 |
Февраль | Кто охраняет мой рот (язык, губы, зубы). | — Сообщить детям элементарные сведения об органах питания: «языке», «губах», «зубах».- Определить их функции, значение для организма ребёнка. — Научить основным правилам ухода за этими органами — важными для здоровья детей.- Воспитывать культурно-гигиенические навыки. | — Загадки, дидактическая игра «Определи на вкус».- Беседа с показом иллюстраций.- Дидактическая игра «Сложи из частей».- Дидактическая игра «Что вызывает болезни» | 2 |
1. | ||||
2. | Кто такие микробы? | — Дать представление о микробах, являющихся распространителями инфекционных заболеваний и о микробах полезных для людей. | — Рассказ о микробах.- Работа с микроскопом. | 2 |
Март | Моя осанка. | — Обучение детей необходимости правильной осанки.- Изучение взаимосвязи осанки и здоровья.- Закрепление правил здорового образа жизни и правильной осанки.- Формирование потребности в сохранении здоровья. | Картинки с изображением правильных и неправильных действий (при ходьбе, сидении, лежании, игре, рисовании и т. д.) и игрушечный верблюд. | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖУлица, дорога, пешеход. | — Закрепить у детей знание правил дорожного движения.- Рассказать к чему может привести нарушение ПДД.- Уточнить правила пешехода и поведение. | — Игра «Дорога».- Рассматривание картины «Улицы города»- Дидактическая игра: «О чём говорит светофор»- Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»- Сюжетно-ролевая игра: «Автобус»- Продуктивная деятельность «Машина везёт груз» | 2 |
Апрель | Лес — наше богатство. | — Дать детям знание о необходимости беречь природу, её пользе и неразрывности жизни «зелёных друзей» и человека.- Развивать логическое мышление, память, образное мышление. — Закреплять навыки счёта. | — Иллюстрации леса в разное время года.- Коллаж «Лес».- Загадки «Грибы».- Дидактическая игра: «Дорисуй волшебный лес». | 3 |
1. | ||||
2. | ОБЖЗнаешь, ли ты свой домашний адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь? | — Дети должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находиться и как выглядит дом, что расположено поблизости). | — Работа в тетради «Безопасность». | 1 |
Май | Радости и горести подводного царства. | — Познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение. | — Запись шума моря. Дети представляют, что они на море, изучают берег, дно, особенности животных (рыбы, медузы).- Игры с водой.- Запрещается самостоятельно заходить в воду (высказывания детей).- Запрещается хватать друг друга в воде, садиться друг на друга. | 4 |
1. | ||||
Июнь — Август | Опасность вокруг нас: предметы, ядовитые ягоды и грибы. | — Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.- Научить различать их и называть. | — Настольная игра «Сбор грибов и ягод». Рассматривание картинок.- Беседа: «Я знаю, что можно, а что нельзя». Съедобное и несъедобное.- Дидактическая игра «Источники опасности»- Сюжетно-ролевая игра: «Семья — поездка в лес по грибы», «Больница», «Аптека».- Продуктивная деятельность Грибы съедобные и несъедобные. | 4 |
Старшая группа:
Тема | Цель | Методические приемы | Количество часов | |
Октябрь | Настроение | — Развивать эмоциональный мир ребенка;- Учить определять различные настроения людей, которые проявляются в мимике, жестах, действиях;- Учить корректировать негативное поведение; | Общение «За что меня можно похвалить».Плоскостной театр на фланелеграфе по сказке «Доктор Айболит» (обезьянка, шарманщик, доктор Айболит, собака).Мнемотаблица.Рабочий лист: «Настроение и общение».Коллаж: «Настроение».Запись песни – «От улыбки станет всем светлей». | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖПравила дорожного движения | — Уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств;- Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; | Экскурсии, целевые прогулки – по улице, к пешеходному перекрёстку.Рассматривание иллюстраций «Улицы города».Беседы – «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».Обсуждение опасных ситуаций.Чтение Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «Светофор», В. Семерин «Запрещается – разрешается», загадок о транспорте, правилах дорожного поведения.Сюжетно-ролевые игры – «ГАИ», «Водители и пешеходы». | 2 |
Ноябрь | Кровь – живая вода | — Сообщить элементарные сведения о крови.- Познакомить детей с составом и функциями кровеносной системы. Дать понятие о белых и красных тельцах, их роли и назначении.- Сообщить правила важные для хорошего функционирования кровеносной системы, а, следовательно, и всего организма в целом. — Формировать нравственные качества и привычки поведения: забота о своем здоровье и здоровья ближних. | Беседа «Белые и красные кораблики».Дидактическая игра «От чего кровь здоровая».Сюжетно-ролевая игра «Травмпункт».Практические задания. | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖРебенок и другие люди: опасность контакта с незнакомыми людьми, как избежать насилия со стороны взрослых и к кому можно обратиться за помощью. | — Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.- Научить детей правильно вести себя в таких ситуациях. | Рассматривание иллюстраций.Беседы – «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми», «Как бы вы поступили в данной ситуации».Моделирование проблемных ситуаций.Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», А. Толстой «Приключения Буратино».Дидактическая игра «Добрый и злой человек». | |
Декабрь | Насос для перекачки крови – сердце! | — Сообщить детям элементарные сведения о внутренних органах (сердце).- Сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья детей.- Учить детей беречь своё сердце, усвоить правила ухода за сердцем.- Воспитывать нравственные качества и привычки поведения (забота о ближних: не огорчать, не расстраивать себя и близких). | Загадки.Беседа с показом демонстрационного материала, выполнением практических заданий.Дидактическая игра «Собери из частей».Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». | 3 |
1. | ||||
2. | «Что нужно делать, чтобы быть здоровым» | — Рассказать о том, что здоровье человека во многом зависит от самого человека. За ним можно и нужно следить, его надо беречь, сохранять и поддерживать.Соблюдать режим дня. | Игровая ситуация «Узнай по действию».Игра «Что нужно делать, чтобы быть здоровым».Рассматривание и обсуждение иллюстраций.Составление рассказа «Мой режим дня». | 2 |
Январь | «Из чего мы сделаны?» (кости, мышцы, кожа). | — Познакомить детей с общим строением человека, с понятиями «кости», «кожа», «мышцы».- Определить значение кожи, мышц, костей для жизнедеятельности организма.- Рассказать об основных правилах по уходу за кожей, по охране мышц и костей.- Воспитывать культурно-гигиенические навыки. | Загадки.Беседы, практические действия.Показ иллюстраций (скелет человека). | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖВ мире опасных предметов. Правила безопасности во время грозы, пожара. | — Формировать представления детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, дома так и в лесу.- Сформировать чувство опасности огня. | Рассматривание иллюстраций.Беседы – «Огонь – друг или враг», «Чтобы не было беды».Беседа в совместной деятельности «Что можно, а что нельзя».Дидактическая игра «Опасные предметы».Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учении».Чтение С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое». | 2 |
Февраль | ОБЖИзучаем свой организм. Правила оказания первой помощи. | — Рассказать об устройстве и функционировании человеческого организма, важности бережного отношения к своему здоровью. | Беседы – «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как помочь себе и другу».Игровые упражнения «Окажи помощь». | 2 |
1. | ||||
2. | «Тоненькие паутинки» (нервы). | — Сообщить детям элементарные сведения о нервной системе (мозг, нервы).- Рассказать о функциях нервной системы, о взаимосвязи всех органов с мозгом человека.- Познакомить с терминами: мозг – паучок, нервы — тоненькие паутинки.- Воспитывать желание беречь свои нервы, соблюдать необходимые правила поведения важные для формирования здоровой нервной системы. | Загадки.Практические действия.Беседа с показом наглядных пособий.Дидактическая игра – «Нарисуй как связаны с мозгом тоненькие паутинки» | 2 |
Март | «Путешествие по волшебному тоннелю». | — Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека.- Рассказать о функциях и значении носа в процессе дыхания.- Расширить и обобщить знания о вредных и полезных факторах, влияющих на работу носа.- Закрепить гигиенические правила по уходу за носом, напомнить правила этикета.- Продолжать работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу. | — Загадки.- Дыхательные упражнения.- Дидактические игры – «Угадай по запаху», «Дорисуй нос» (птицы, звери).- Чтение Г. Остер «Нет приятнее занятья, чем в носу поковыряться». Знакомство с правилами этикета.- Дидактические игры – «Где чей нос» (весёлая путаница), «Большая регата» (соревнование бумажных корабликов).- Звуковая дыхательная гимнастика «Полёт». | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖБолезни и их профилактика. Забота о здоровье окружающих. Взаимодействие живых организмов в природе, опасность загрязнения окружающей среды, охрана природы. | — Систематизировать и дополнить знания детей о предметах и явлениях природы.- Закреплять правила поведения в природе (запрещающие знаки).- Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки и т.д. | — Беседы – «Почему нужно охранять природу», «Всё в природе взаимосвязано».- Чтение В. Бианки «Лесная газета».- Сюжетно-ролевая игра «Больница».- Продуктивная деятельность – плакат о защите природы. | 2 |
Апрель | «Воздушныелепестки». | — Сообщить детям элементарные сведения о лёгких, как об одном из органов дыхания (внешнем виде, функциях, отличиях здоровых лёгких от больных).- Познакомить с термином «правильное дыхание», рассказать о роли правильного дыхания для жизнедеятельности всего организма.- Учить соблюдать правила ухода за органами дыхания.- Развивать навыки правильного дыхания. | — Дидактические игры – «Наполни лёгкие воздухом», «Определи и покажи».- Выполнение дыхательных упражнений (очищающее) «насос», «дровосек».- Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике». | 2 |
1. | ||||
2. | Желудок – фабрика по переработке пищи. | — Дать основные понятия о желудке, пищеводе, кишечнике.- Познакомить детей с работой пищеварительных органов на доступном уровне.- Помочь детям понять, что здоровье зависит и от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.- Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.- Воспитывать навыки культуры питания. | — Беседы с показом иллюстраций.- Дидактические игры – «Найди, что где находиться», «Что хорошо, что плохо для желудка».- Сюжетно-ролевая игра – «Семья», «Кафе – столовая».- Дидактические игры – «Назови первые, вторые, третьи блюда», «Для чего я». | 2 |
Май | Лекарства ивитамины. | — Уточнить представление детей о лекарствах и витаминах.- Закреплять понятия детей, что лекарства принимают только заболевшие люди по назначению врача. Они помогают побороть болезнь и снова стать здоровыми.- Познакомить с лекарственными растениями, учить их называть и различать.- Объяснить, что собирать и употреблять лекарственные растения можно только под контролем взрослых.- Систематизировать знания о витаминах, о том какие продукты питания больше всего богаты витаминами. | — Рассматривание иллюстраций.- Беседы – «Как лечить болезни», «Где живут витамины».- Чтение Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубы».- Сюжетно-ролевая игра – «Аптека».- Рассматривание гербария «Лекарственные растения». | 2 |
1. | ||||
2. | ОБЖ«Если чужой приходит в дом». | — Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома.- Научить, как правильно вести себя в таких ситуациях.- Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | — Беседы – «Если ты один дома», «Запомни номер телефона – 01, 02, 03, 04».- Рассматривание иллюстрации «Твоя безопасность».- Беседа при чтении художественных произведений (например «Золушка», русских народных сказок – «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и другие). | 2 |
Июнь | Ядовитые растения и грибы. | — Познакомить детей с ядовитыми растениями и грибами.- Учить их различать по внешнему виду и другим признакам, правильно называть.- Объяснить, как важно различать съедобные и несъедобные грибы и растения, какой вред здоровью может нанести ядовитое растение или гриб. | — Беседа «Красивые, но ядовитые».- Чтение – загадки.- Продуктивная деятельность «Внимание, опасность». | 2 |
1. | ||||
2. | Природа и мы.«Контакты с животными». | — Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.- Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. | — Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми. | 2 |