Конспект семинара-практикума для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Автор: Старостина Марина Александровна, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ №30 «Берёзка» (Пермская область, г. Чусовой).

Цель: Повысить интерес родителей к логопедической работе МДОУ№30 «Берёзка», привлекая к сотрудничеству. Повышение уровня психологической и педагогической компетентности в вопросах речевого развития детей.

Задачи: Стимулировать к активному взаимодействию с учителем-логопедом.

Помочь родителям овладеть специальной артикуляционной гимнастикой, подобранной для своего ребёнка с учётом особенностей его артикуляционного аппарата.

Осознать свою позицию в общении с ребёнком в рамках семейного воспитания.

Овладеть способами выражения своих эмоций.

Выяснить образовательные потребности родителей в вопросах речевого развития

Название этапа занятия/мероприятия, продолжительность(в минутах)ДеятельностьпедагогаДеятельностьпациента/группы
1Организационный момент3 минутыЗдравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие.Предлагаю вам представиться — назвать своё имя и отчество, затем охарактеризовать себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. Педагог называет своё имя и подбирает слова: «Меня зовут Марина Александровна —  молодая, аккуратная!Очень приятно познакомиться с вами!Родители здороваются и представляются, характеризуя себя по первым звукам имени и отчества.
2                   3                                                                                         4Установление причин к данным последствиям (проблемам). 1-2минуты               Постановка задач ипутей решения проблем речевых нарушений.Формирование у родителей мотивации к занятиям со своим ребёнком. -5минут              Музыкальная пауза(выступление детей с частушками)2минуты                                                       Музыкальная пауза–песня о шепелявых.-1 минута.      Объявление практической части семинара-практикума-2минутыПредлагаю вашему вниманию перечень проблем.1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.2. Тяжелые психические переживания (проявляющиеся уже к 5 годам).3. Затруднения в школьном бучении: (дислексия, дисграфия)4. Нарушение стройного течения занятий в классе, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.5.Ограничения  и проблемы при выборе профессии.Как вы думаете, что способствовало появлению данных проблем.Да, причиной этих последствий является речь с дефектами различной  речевой патологии.Уважаемые родители, как вы считаете, нужно бороться с речевыми недостатками? И кто должен этим заниматься?Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция, а также профилактика речевых нарушений — главная задача не только логопеда, но и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт первые знания и умения. Приглашаю вас к сотрудничеству, взаимодействию. Родитель — не гость, а полноправный член команды МДОУ. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решать любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка  Дети с нами полностью согласны, они правильно оценивают значение речи и хотят заниматься. Сейчас вам они об этом споют в частушках. Дорогие родители, вы обратили внимание на речь своих детей? Мы будем стараться работать над правильным звукопроизношением, и я надеюсь, что в конце года дети вам споют эти частушки правильно, чисто, красиво и более выразительно. А вы нам в этом поможете? Уважаемые родители, как вы думаете, что надо делать, чтобы исправить нарушение речи? Для дошкольника важны следующие направления развития речи:Воспитание звуковой культуры речиСловарная работа.Формирование грамматического строя речи.Обучение рассказыванию.Сегодня мы с вами коснёмся темы формировании звуков, так как принято судить первично о речи ребёнка по его звукопроизношению.Как вы думаете, как формируются звуки у детей? Бытует мнение, что речь формируется самостоятельно, без вмешательства взрослых. Кто так считает, поднимите руки. Ссылаясь на генное предрасположение «Картавый прадед, картавый отец…» Речь формируется на примере речи взрослых. Ребёнок учится тому, что слышит у себя в дому. Как формируются звуки?Какие органы речи вы можете назвать?В возрасте 5-7 лет заканчивается звукопроизношение.В действительности же невмешательство в процесс влечёт за собой отставание в развитие общении.). Речевые недостатки, закрепившись в детстве, большим трудом преодолеваются в последующие годы (имеют природу второй привычки).    Вы любите своего ребёнка?Хотите, чтобы он добился в жизни успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно. Не получая прозвище в школе «шепелявка» или «картавка». Предлагаю вам прослушать песенку о шепелявых.  Устранить такие нарушения вам помогут в детском саду. Ваш ребёнок зачислен на Логопункт. Предлагаю стать вашему ребёнку «домашним логопедом» и совместными усилиями помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением. Чтобы ребёнок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо управлять своими органами речи. Какие вы можете назвать органы речи?Поэтому существует артикуляционная гимнастика-это специальные упражнения для губ, щёк, языка, уздечки.Гимнастика для рук и ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы, что бы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем тренировать язык, он и так «без костей?».Оказывается язык – это главная мышца речи и для неё, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Конечная цель гимнастики, чтобы звук «родился».Сейчас мы с вами освоим эту волшебную гимнастику,гимнастику зарядку, без которой звуки не появятся.    Родители читают перечень проблем на магнитной доске.            Родители высказывают свои предположения последствий.                        Родители смотрят на выступление детей и аплодируют им.             Ответы родителей.                      Предположения родителей          Губы, щёки, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть.         Слушание песни  «о шепелявых».                            Ответы родителей
5Практическая часть -Артикуляционная гимнастика25-30 минут (Гимнастика по подгруппам родителей) 15-мин                          Артикуляционные упражнения в виде сказки.-10мин.       -Правила для артикуляционной гимнастики.1-2 минуты.Обычно нарушаются следующие группы звуков у детей: «свистящие», «шипящие», «сонорные». На стенде который я сделала для вас дети распределены по подгруппам нарушенных звуков: группа «ласточка» л и ль, группа «солнышко» с сь з зь ц, группа «шоколадки» ш щ ж ч и группа «рыбки» р и рь.Предлагаю сесть на эти стульчики родителям подгруппы «солнышко». Для образования свистящих звуков характерно: губы в улыбке, зубы сближены, кончик язычка за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Выполним упражнения для образования этих звуков «улыбка» «хоботок» «заборчик» «лопатка» «массаж» «чистим зубки» «самомассаж язычка». Приглашаю родителей подгруппы « шоколадка»Для шипящих звуков характерно губы выдвинуты вперёди напоминают «бублик», язычок напоминает чашечку и поднят за верхние зубки, воздушная струя горячая..Упражнения «бублик», «трубочка» «лопатка» «чашечка», «фокус» или «парашютик», «вкусное варенье».Приглашаю родителей подгруппы «ласточка».Уклады звуков такие; ротик открыт, язычок за верхними зубами в форме седла.Упражнения «лопатка», «индюк» «накажем язычок» «иголочка», «лопатка-иголочка».И подгруппа «рыбки»:Звуки самые трудные требуют сильного языка и достаточно сильной воздушной струи  воздуха.Упражнения «чашечка» «дятел» «лошадка» «барабанщик» «фокус». А сейчас ещё раз вспомним и повторим эти упражнения в форме сказки «О весёлом  язычке».На каждого из вас я сделала альбомы-подсказки по артикуляционным укладам и основным упражнениям, учитывая индивидуальные особенности язычка ребёнка. Напомню вам о главных правилах такой гимнастики. Предлагаю каждому из вас памятки правил артикуляционной гимнастики.Родители по подгруппам детей выходят и садятся на стульчики для выполнения артикуляционной гимнастики.                                Все родители выполняют упражнения по сказке.
6           7      8Подведение итогов/оценка деятельности5-7мин.        Заполнение анкет родителями.2минуты    Подведение итогов педагога. Время вопросов и ответов.5-10 минут.Наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с основными специальными упражнениями для постановки звуков.Подведём итоги. Нам поможет в этом логокуб.Что нового узнали?Какие испытали эмоции?Что не понравилось?Чего достигли на занятии?Какие предложения будут в отношении проведённого занятия? Ответьте на вопросы анкеты. Уважаемые родители, если вам интересно, вы можете просмотреть эти тетради из начальной школы с дисграфией. Эти ученики обладают недостатками различной речевой патологией.Спасибо за внимание и помощь. И с вашими детьми заниматься одно удовольствие благодаря интересу и желанию.Может быть, наши дети станут в будущем знаменитыми артистами, умными депутатами, грамотными журналистами или просто хорошими людьми, правильная речь им, несомненно пригодится, и мы ими будем очень гордиться!И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем! Родители отвечают на вопросы «логокуба», подводят итоги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *