Автор: Татьяна Александровна Плишкина, заместитель заведующей по УВР МДОУ «Д/с №71 о.в.» (г. Магнитогорск).
Актуальность темы:
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в газетах объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Малыша нужно учить поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребенок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждете. Чужие дяди и тети с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не попался на удочку незнакомца.
Постановка проблемы:
Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, поэтому эта проблема настолько актуальна, что послужила нам основанием для выбора данной темы.
Цель проекта: Расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека; выработка алгоритма поведения в конфликтной ситуации.
Задачи проекта:
Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
Подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
Помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении;
Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных итуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;
Стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
Обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
Развивать способности к исследовательской деятельности:
— определение задач, исходя из поставленной проблемы;
-планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
— умение выбрать материал и способ действия;
— умение аргументировать свой выбор.
Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.
Ожидаемые результаты:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей: способности к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
Формирование интереса к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми;
Проявление умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни;
Проявление способности ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознание важности и необходимости гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,
Принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.
Этап. Разработка проекта.
Донести до участников проекта важность данной темы;
Определение и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию;
Создание банка идей и предложений;
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.
Этап. Выполнение проекта.
№ п/п | Образовательная область | Формы организации детской деятельности | Задачи |
1. | Здоровье | Познавательное занятие «Я и другие люди» | Формировать знания детей о социально благоприятных взаимоотношениях людей. Учить понимать, что приятная внешность и добрые намерения человека могут не совпадать. |
2. | Физическая культура | Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». «Волк и гуси»«Мы медведя испугались»«Волк во рву»«Похитители и настойчивые ребята»«Смелые мышки»«Охотники и зайцы»«Кот и мыши» «Лиса в курятнике» «Зайцы и волк» «Наседка и цыплята» «Хитрая лиса» «Пойдем в гости» «Цыплята и лиса» Игровые упражнения «Незнакомец», «Попади в цель», «Юные спасатели» | Содействовать гармоничному физическому развитию детейНакапливать и обогащать двигательный опыт, добиваясь осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражненийРазвивать у детей быстроту движений. Добиваться правильного ответа на соответствующие слова соблюдения правил игры.Воспитание смелого поведения в опасных ситуацияхОсознание собственных, мышечных и эмоциональных ощущений, снятие напряжения, страхаУчить управлять своим поведением Учить детей убегать в определенное место, не сталкиваясь друг с другом.Учить внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом.Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место.Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.Учить детей быть внимательными, замечать изменения в поведении других детей. Упражнять детей в убегании и увертывании.Развивать умение детей ориентироваться в пространстве; упражнять в совместных действиях.Учить детей убегать в определенное место. Развивать ответную реакцию на сигнал. Развивать умение ориентироваться в пространстве и быстроту. |
3. | Безопасность | Беседа: «С кем ты приходишь в детский сад?», «Беседуем с незнакомыми людьми», «Как себя вести с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома» «Когда ты дома один» «Если тебя обидели» «Как вызвать полицию? Что такое служба «02»?» «Ты остался дома один, а в дверь постучали» «Как вести себя на улице, если ты потерялся» «Если тебе угрожает опасность» «Кто нас защищает» Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: «Если ты один дома», «Опасные ситуации в общении с людьми на улице» Просмотр мультфильмов: «Один дома», «Правила безопасного поведения, когда ребенок один дома»http://azbez.com/node/1574«Уроки осторожности тетушки Совы»: «Незнакомцы», http://usovi.ru/portals/index.php | 1. Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые).2.Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми.3. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок») Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких. Учить правильно вызывать полицию по телефону, называть свой адрес Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности. Упражнять в правильном поведении, с кем общаться в сложной ситуации. Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, при контакте с опасными людьми на улице, дома.Формировать представление о том, к кому можно обратиться в случае опасности, как позвать на помощь. |
4. | Социализация | Дидактические игры:«Так и не так» «Потеряшка» «Безопасно — опасно»«Собери картинку» «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», Сюжетно-ролевые игры«Магазин», «Кафе» «Приходите в гости к нам» «Люди добрые, люди злые» | Учить различать опасные для жизни ситуации от безопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасностиАктивизировать и актуализировать знания детей о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон)Учить определять опасные и безопасные ситуации Научить детей разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность. Научить правильно реагировать на «опасные» ситуации: уметь звать на помощь, обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого. Дать детям понять, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Воспитывать бдительность, осторожность, дисциплину.Расширять знания о семье, о родных. Развивать умение играть по правилам. Познакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, углубляет знания о том, какие люди представляют опасность. В игровой тренинг включали разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. |
5. | Познание | Экскурсия в библиотеку: «Свой и чужой человек» | Расширять и закреплять у детей знаний о правилах безопасного поведения, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. |
6. | Коммуникация | Беседы:Кто нас окружает Что такое хорошо и что такое плохо Игры: «Свой, чужой, знакомый», «Доскажи словечко». | Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. Формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении. Умение правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался.Обогатить и активизировать словарь. |
8. | Чтение художественной литературы | Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре» Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Васильева «Чтобы не было беды — делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности» | Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.Учить выражать свое понимание содержания и смысла произведения, описанных в нем событий. Формировать безопасное отношение, через сказочные ситуации.Учить анализировать произведение, выделяя в нем моменты безопасного поведения и деятельности. Учить аргументировать свои ответы. Закреплять представления детей об опасности общения с незнакомцами. |
9. | Художественное творчество | Рисование «Свои и чужие люди» | Развивать творческие способности. Формировать более точное понимание того, кто является «своим» и «чужим». |
10. | Музыка | Игры – драматизации: «Колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Как неразлучные друзья дом охраняли» (А. Иванов) | Упражнять детей в способах действия в потенциально опасных ситуациях через принятие на себя определенной роли. |
Взаимодействие с родителями:
Совместное с детьми создание альбомов «Моя безопасность».
Оформление папки – передвижки «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».
Консультация «Ребенок и чужие люди».
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации совместного проекта «Ребенок и чужие люди» достигнуты определённые результаты:
Создана предметно-развивающая среда, картотека для знакомства детей с правилами безопасного поведения.
Сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности;
Значительно повысилась самостоятельная активность детей;
Улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества всех участников образовательного процесса;
Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятия.
Этап. Презентация проекта.
Альбомы «Моя безопасность».
Книги самоделки «Как избежать неприятностей».
Создание детской газеты «Безопасность дошкольника».