Проект «Ребенок и чужие люди» (познавательно-исследовательский)

Автор: Татьяна Александровна Плишкина, заместитель заведующей по УВР МДОУ «Д/с №71 о.в.» (г. Магнитогорск).

Актуальность темы:

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. К сожалению, мы слишком часто видим по телевизору и читаем в газетах объявления о пропаже детей и другие неприятные случаи, виновниками которых становятся незнакомые люди. Ребенка может обидеть каждый, но мы в состоянии защитить его от подобных вещей. Малыша нужно учить поменьше общаться с незнакомцами, держаться от них подальше. Если в семье есть маленький ребенок, хочется дать ему все самое лучшее, обезопасить его от всех дурных влияний внешнего мира. И неприятности подстерегают вас там, где вы меньше всего их ждете. Чужие дяди и тети с плохими намерениями могут подстерегать детишек в любом возрасте. Необходимо сделать так, чтобы ребенок не попался на удочку незнакомца.

Постановка проблемы:

Работая в детском саду, замечаешь, что дети не могут принимать самостоятельно решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, поэтому эта проблема настолько актуальна, что послужила нам основанием для выбора данной темы.

Цель проекта: Расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека; выработка алгоритма поведения в конфликтной ситуации.

Задачи проекта:

Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;

Подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;

Помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении;

Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных итуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;

Стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;

Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

Обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;

Развивать способности к исследовательской деятельности:

— определение задач, исходя из поставленной проблемы;

-планирование этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;

— умение выбрать материал и способ действия;

— умение аргументировать свой выбор.

Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей: способности к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

Формирование интереса к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми;

Проявление умения правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни;

Проявление способности ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознание важности и необходимости гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,

Принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;

Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.

Этап. Разработка проекта.

Донести до участников проекта важность данной темы;

Определение и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

Анализ проблемы: что уже есть, что нужно сделать, к кому обратится за помощью, в каких источниках можно найти информацию;

Создание банка идей и предложений;

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Этап. Выполнение проекта.

№ п/п Образовательная область Формы организации детской деятельности Задачи
1. Здоровье Познавательное занятие «Я и другие люди» Формировать знания  детей о социально благоприятных взаимоотношениях людей. Учить понимать, что приятная внешность и добрые намерения человека могут не совпадать.
2. Физическая культура Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». «Волк и гуси»«Мы медведя испугались»«Волк во рву»«Похитители и настойчивые ребята»«Смелые мышки»«Охотники и зайцы»«Кот и мыши»   «Лиса в курятнике» «Зайцы и волк»  «Наседка и цыплята»  «Хитрая лиса»  «Пойдем в гости» «Цыплята и лиса»  Игровые упражнения «Незнакомец», «Попади в цель», «Юные спасатели»  Содействовать гармоничному физическому развитию детейНакапливать и обогащать двигательный опыт, добиваясь осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражненийРазвивать у детей быстроту движений. Добиваться правильного ответа на соответствующие слова соблюдения правил игры.Воспитание смелого поведения в опасных ситуацияхОсознание собственных, мышечных и эмоциональных ощущений, снятие напряжения, страхаУчить управлять своим поведением Учить детей убегать в определенное место, не сталкиваясь друг с другом.Учить внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом.Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место.Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.Учить детей быть внимательными, замечать изменения в поведении других детей. Упражнять детей в убегании и увертывании.Развивать умение детей ориентироваться в пространстве; упражнять в совместных действиях.Учить детей убегать в определенное место. Развивать ответную реакцию на сигнал. Развивать умение ориентироваться в пространстве и быстроту. 
3. Безопасность Беседа: «С кем ты приходишь в детский сад?», «Беседуем с незнакомыми людьми», «Как себя вести с незнакомыми людьми на улице, в транспорте, дома»     «Когда ты дома один»       «Если тебя обидели»        «Как вызвать полицию? Что такое служба «02»?»  «Ты остался дома один, а в дверь постучали»     «Как вести себя на улице, если ты потерялся»  «Если тебе угрожает опасность»   «Кто нас защищает»    Рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему: «Если ты один дома», «Опасные ситуации в общении с людьми на улице» Просмотр мультфильмов: «Один дома», «Правила безопасного поведения, когда ребенок один дома»http://azbez.com/node/1574«Уроки осторожности тетушки Совы»: «Незнакомцы», http://usovi.ru/portals/index.php 1. Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые).2.Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми.3. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок») Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких. Учить правильно вызывать полицию по телефону, называть свой адрес Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности. Упражнять в правильном поведении, с кем общаться в сложной ситуации. Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, при контакте с опасными людьми на улице, дома.Формировать представление о том, к кому можно обратиться в случае опасности, как позвать на помощь.  
4. Социализация Дидактические игры:«Так и не так»  «Потеряшка»   «Безопасно — опасно»«Собери картинку» «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», Сюжетно-ролевые игры«Магазин», «Кафе» «Приходите в гости к нам»  «Люди добрые, люди злые»   Учить различать опасные для жизни ситуации от безопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасностиАктивизировать и актуализировать знания детей о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон)Учить определять опасные и безопасные ситуации Научить детей разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность.  Научить правильно реагировать на «опасные» ситуации: уметь звать на помощь, обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого. Дать детям понять, что приятная внешность   не всегда соответствует добрым намерениям. Воспитывать бдительность, осторожность,  дисциплину.Расширять знания о семье, о родных. Развивать умение играть по правилам. Познакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми, углубляет знания о том, какие люди представляют опасность. В игровой тренинг включали разного рода “уговоры”, привлекательные обещания.
5. Познание Экскурсия в библиотеку: «Свой и чужой человек»  Расширять и закреплять у детей знаний о правилах безопасного поведения, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
6. Коммуникация Беседы:Кто нас окружает  Что такое хорошо и что такое плохо  Игры: «Свой, чужой, знакомый», «Доскажи словечко». Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними. Формировать представления о хороших и плохих поступках, поведении. Умение правильно оценивать себя и ситуацию, в которой оказался.Обогатить и активизировать словарь. 
8. Чтение художественной литературы Чтение русских народных сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и леса», «Маша и медведь», «Лиса в заячьей шкуре» Чтение С. Михалкова «Дядя Степа милиционер», С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Ш. Перро «Красная шапочка», Е. Васильева «Чтобы не было беды — делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности» Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.Учить выражать свое понимание содержания и смысла произведения, описанных в нем событий. Формировать безопасное отношение, через сказочные ситуации.Учить анализировать произведение, выделяя в нем моменты безопасного поведения и деятельности. Учить аргументировать свои ответы. Закреплять представления детей об опасности общения с незнакомцами. 
9. Художественное творчество Рисование «Свои и чужие люди»  Развивать творческие способности. Формировать более точное понимание того, кто является «своим» и «чужим».
10. Музыка Игры – драматизации: «Колобок», «Петушок – золотой гребешок», «Как неразлучные друзья дом охраняли» (А. Иванов) Упражнять детей в способах действия в потенциально опасных ситуациях через принятие на себя определенной роли.

Взаимодействие с родителями:

Совместное с детьми создание альбомов «Моя безопасность».

Оформление папки – передвижки «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».

Консультация «Ребенок и чужие люди».

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации совместного проекта «Ребенок и чужие люди» достигнуты определённые результаты:

Создана предметно-развивающая среда, картотека для знакомства детей с правилами безопасного поведения.

Сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности;

Значительно повысилась самостоятельная активность детей;

Улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества всех участников образовательного процесса;

Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных мероприятия.

Этап. Презентация проекта.

Альбомы «Моя безопасность».

Книги самоделки «Как избежать неприятностей».

Создание детской газеты «Безопасность дошкольника».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *