Автор: Куликова Светлана Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ЦРР д/с № 101 (г. Калининград).
Цель: Закрепление знаний о жителях леса, водоема. Уточнить представление жизни животных, птиц, насекомых в лесу и водоеме. Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов. Упражнение в составлении целого из частей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций животных, чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры.
Словарная работа: Благоприятная среда.
Оборудование:
Макет леса: муравейника, деревья, птицы, животные (лиса, волк), насекомые. Макет пруда: камыши, лягушки, цапля, насекомые. Экологические знаки: «Не ломай деревья», «Не трогай гнезда», «Не разрушай муравейник». Пазлы: Лес, пруд, лягушка. Аудиозаписи: Звуки леса, звуки воды.
Ход занятия.
1 часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия вы будете выполнять роль гида, а я буду путешественником. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажут пазлы. Разложите, пожалуйста, пазлы, и мы увидим первую остановку.
Дети раскладывают пазлы, из них выходит изображение леса, по лесной тропинке по следам проходят к макету «опушка леса».
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?
Дети: Мы видим березу, сосну, ель.
Воспитатель: А что вы видите возле березки?
Дети: Мы видим муравейник.
Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?
Дети: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи которые пасут тлю. Все заботятся о самой главном муравье – муравьиной королеве. Еще есть муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.
Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?
Дети: Муравьи очень трудолюбивые и дружные. Все время что-то делают.
Воспитатель показывает экологический знак.
Воспитатель: Ребята, что означает этот знак?
Дети: Нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Рыжая, пушистая,
Очень хитрая,
Тихонько крадется,
Кто не успеет,
В лапы ей попадется. (Лиса)
Воспитатель: Что вы знаете о лисе?
Дети: Это дикое животное, живет в лесу, мех рыжий. Питается зайцами, мышами, поэтому это хищный зверь. Еще она очень хитрая и осторожная.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем. Сделаем привал на опушке леса.
Физминутка. Покажем друг другу как бегает лиса. (Делают осторожные, вкрадчивые движения).
Воспитатель: Попробуйте отгадать еще одну загадку:
В самый дальний черный лес, где густые елки,
Забегают иногда злые, злые … (волки).
Дети: Волки.
Воспитатель: Что вы знаете о волке, о его жизни, повадках?
Дети: Это хищник, живет в лесу. Охотится на мелких, а иногда и на крупных животных. Наводит страх на весь лес.
Воспитатель: И кто же боится волка и лису в лесу?
Дети: Белки, зайцы, птицы.
Воспитатель: А почему?
Дети: Лиса незаметно подкрадывается, а волк очень сильный зверь. Убежать от них очень трудно. Еще они разоряют гнезда.
Воспитатель: Да, есть птицы, которые вьют гнезда на деревьях, а есть те, которые вьют гнезда в поле или в кустарниках. Вот волк и лиса очень любят лакомиться птичьими яйцами.
Воспитатель показывает экологический знак.
Воспитатель: Что это за знак?
Дети: Этот знак означает «Не разорять птичьи гнезда».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, людям можно разорять, или даже просто потрогать яйца в гнезде?
Дети: Нет, потому что птицы потом не подойдут к своему гнезду и птенцы погибнут.
Аудиозапись «Звуки леса» (релаксация). Предложить посидеть на полянке и просто послушать звуки леса.
2 часть.
Воспитатель: Ну что ж, пора продолжать наше путешествие. Разложите пазлы, которые вы видите на полянке (дети раскладывают пазлы, выходит пруд).
Воспитатель: Посмотрите, а тут кочки есть, давайте по ним пройдем, посмотрим, куда они нас приведут.
Аудиозапись «Звуки воды».
Дети идут по кочкам, подходят к пруду.
Воспитатель: Ребята, а тропинка-то видная. Вероятно, лиса и волк тут любят бывать, как думаете, почему?
Дети: Там есть птицы, рыба. Они это очень любят.
Воспитатель: А какие птицы живут на пруду?
Дети: Цапля, дикие гуси, дикие утки.
Воспитатель: Почему им нравится жить у пруда?
Дети: Там много насекомых. Цапли, гуси, утки любят ими лакомиться. А еще цапли любят лягушек. А лягушки любят комаров.
Воспитатель: Видите, как в природе все взаимосвязано. Никто и ничто не живет друг без друга. А почему у пруда много насекомых?
Дети: Потому что там влажно и сыро.
Физминутка
Мы к болоту подошли,
Цаплю мы с тобой нашли,
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Как ходит цапля – покажи!
(Ходьба, высоко поднимая колени. Клювом достать лягушку, постоять на одной ноге).
Воспитатель: Ребята, у меня есть еще один пазл. Давайте попробуем его разложить и посмотрим, что у нас выйдет (лягушка).
Вместе с детьми в пруду отыскать муляж лягушки.
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Ребята, давайте в лупу попробуем посмотреть, как выглядит лягушка.
Дети: Она зеленая как кувшинка и тина, у нее много бородавок, у нее большие глаза, длинные сильные задние лапки, она ими отталкивается.
Воспитатель: Дети, от кого прячется лягушка?
Дети: От цапли, поэтому она зеленого цвета.
Воспитатель: Почему ей нравится жить в пруду?
Дети: Там много комаров, бабочек, стрекоз, мух.
Словарная работа.
Воспитатель: Да, там «благоприятная среда». Это значит, что там тепло и сыро. Но лягушка может жить и в воде и на суше, даже уйти очень далеко от водоема.
Итог:
Воспитатель: Какое путешествие мы с вами сегодня совершили?
Дети: Были в лесу и у пруда.
Воспитатель: А кого мы повстречали?
Дети: Лису, волка, видели муравейник, цаплю, лягушку, разных насекомых. Еще мы отгадывали загадки и раскладывали пазлы. Слушали музыку леса, воды.
Воспитатель: А какое новое слово мы узнали?
Дети: Благоприятная среда.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы выполнили сегодня роль гида. Вы очень много знаете о жителях леса и пруда. На следующем занятии мы совершим путешествие во времена года.