Автор: Алексеенко Н.Г., воспитатель МДОУ «Детский сад «Теремок» (с. Усть-Курдюм, Саратовский район, Саратовская область).
Календарно-тематический план работы кружка «Знайка»
№ | Тема занятия | Кол-вочасов | Дата проведения | Активизация словаря |
1 | «Какая бывает вода?» | 1 | Сентябрь 2 неделя | Воронка, пипетка, песочные часы |
2 | «Вода-растворитель. Очищение воды». | 1 | Сентябрь 4 неделя | Растворитель, фильтрование |
3 | «Сила тяготения» | 1 | Октябрь2 неделя | Тяготение, глобус |
4 | «Упрямые предметы» | 1 | Октябрь4 неделя | Инерция |
5 | «Волшебные стеклышки» | 1 | Ноябрь2 неделя | Микроскоп, лупа, бинокль, телескоп |
6 | «Что такое масса» | 1 | Ноябрь4 неделя | Масса, весы, взвешивание |
7 | «Как увидеть воздух?» | 1 | Декабрь2 неделя | Воздушный шар, веер, насос |
8 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | 1 | Декабрь4 неделя | Световая энергия, поглощение, отражение света |
9 | «Почему дует ветер?» | 1 | Январь2 неделя | Вертушка, ветрометр |
10 | «Почему не тонут корабли?» | 1 | Январь4 неделя | Плавучесть |
11 | «Путешествие капельки» | 1 | Февраль2 неделя | Круговорот воды в природе, осадки |
12 | «Чем можно измерить длину» | 1 | Февраль4 неделя | Условная мерка, линейка, сантиметр |
13 | «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | 1 | Март2 неделя | Лед, ледник, айсберг |
14 | «Как происходит извержение вулкана?» | 1 | Март4 неделя | Вулкан, кратер, лава |
15 | «Испытание магнита» | 1 | Апрель2 неделя | Магнит, магнетизм, компас |
16 | «Радуга в небе» | 1 | Апрель4 неделя | Радужный спектр |
17 | «Забавные фокусы» | 1 | Май2 неделя | Отражение, нагревание |
18 | «Счастливый случай» | 1 | Май4 неделя |
Учебно-тематический план работы кружка естественно-научной направленности «Знайка»
№ | Тема | Количество занятий | Часы теория практика | |
1 | «Какая бывает вода?» | 1 | 20 мин. | 10 мин |
2 | «Вода-растворитель. Очищение воды» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
3 | «Сила тяготения» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
4 | «Упрямые предметы» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
5 | «Волшебные стеклышки» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
6 | «Что такое масса?» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
7 | «Как увидеть воздух?» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
8 | «Солнце дарит нам тепло и свет» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
9 | «Почему дует ветер» | 1 | 20 мин | 10 мин. |
10 | «Почему не тонут корабли?» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
11 | «Путешествие капельки» | 1 | 20 мин | 10 мин. |
12 | «Чем можно измерить длину» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
13 | «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
14 | «Как происходит извержение вулкана» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
15 | «Испытание магнита» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
16 | «Радуга в небе» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
17 | «Забавные фокусы» | 1 | 20 мин. | 10 мин. |
18 | Игра-соревнование «Счастливый случай» | 1 | 30 мин |
Перспективный план работы кружка «Знайка» на 2013-2014 учебный год
Темы занятий-экспериментов | Цели | Кол-во часов | Вид деятельности | Методическое обеспечение | |
Пр.ч. | Т.ч. | ||||
№ 1«Какая бывает вода?» | Уточнить представления детей о свойствах воды; прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать, но алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. | 10 мин | 15 мин | Разгадывание кроссворда;Опыт;Фиксирование результатов;Подведение итогов | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр.43-45 |
№ 2«Вода растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очищения воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | 10 мин | 15 мин | Повторение правил работы с незнакомыми веществами;Опыт;Фиксированиеитог | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр.46-47 |
№ 3«Сила тяготения» | Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. | 10 мин | 15 мин | Знакомство с глобусом;Опыт;Рисование;Итог | «Экспериментальная деятельность»ТугушеваСтр 47-48 |
№ 4«Упрямые предметы» | Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. | 10 мин | 15 мин | Знакомство с инерцией;Эксперимент;Зарисовывание результата | «Экспериментальная деятельность»ТугушеваСтр.48-5155-56 |
№ 5«Волшебные стеклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. | 10 мин | 15 мин | Знакомство с приборами;Зарисовывание увиденного | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр.51-53 |
№ 6«Что такое масса?» | Выявить свойство предметов — массу; познакомить с прибором для измерения массы — чашечными весами; научить способам их использования. | 10 мин | 15 мин | Знакомство с весами;Эксперимент;Итог: заполнение рабочего листа | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр 56-59 |
№ 7«Как увидеть воздух?» | Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. | 10 мин | 15 мин | Опытно-экспериментальная деятельность;Игра «Раздувайся, пузырь!» | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр. 59-61«Воздух-невидимка»Стр. 8-17 |
№ 8«Солнце дарит нам тепло и свет» | Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | 10 мин | 15 мин | Опытно-экспериментальная деятельность;Итог. | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр. 61-64 |
№ 9«Почему дует ветер?» | Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый. | 10 мин | 15 мин | Наблюдение в комнате;Опыт;Изготовление вертушки;Вывод. | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр. 64-67«Воздух-невидимка»Стр. 24-30 |
№ 10«Почему не тонут корабли» | Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | 10 мин | 15 мин | Предположение;Проверка опытным путем;Занесение результата в таблицу. | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр.68-70 |
№ 11«Путешествие капельки» | Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | 10 мин | 15 мин | Опытно-экспериментальная деятельность;Составление мнемотаблицы | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр.70-73 |
№ 12«Чем можно измерить длину?» | Расширить представления детей о мерах длины; уловная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лептой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины. | 10 мин | 15 мин | Знакомство с мерами длины;Измерение;Занесение результатов в таблицу. | «Экспериментальная деятельность» ТугушеваСтр.74-77 |
№ 13«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | 10 мин | 15 мин | Разгадывание загадок;Опыт;Игра в кораблики. | «Экспериментальная деятельность детей»ТугушеваСтр. 78-85 |
№ 14«Как происходит извержение вулкана?» | Познакомить детей с природным явлением вулканом, причиной его извержения. | 10 мин | 15 мин | Рассматривание иллюстраций;Опыт;Зарисовывание вулкана. | «Экспериментальная деятельность детей» Тугушева стр.87-89 |
№ 15«Испытание магнита» | Познакомить детей с физическим: явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | 10 мин | 15 мин | Опытно-экспериментальная деятельность;Изготовление компаса. | «Экспериментальная деятельность детей»Тугушевастр.106-109 |
№ 16«Радуга в небе» | Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; упражнять в изготовлении мыльныхпузырей, развить внимание. | 10 мин | 15 мин | Опытно – экспериментальная деятельность; | «Экспериментальная деятельность детей»Тугушевастр.115-116 |
№ 17«Забавные фокусы» | Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речь в процессе демонстрации фокусов. | 10 мин | 15 мин | Опытно – экспериментальная деятельность | «Экспериментальная деятельность детей»ТугушеваСтр. 116-118 |
№ 18 Игра – соревнование«Счастливый случай» | Вызвать у детей положительные эмоции в процессе игры. | 25 мин | «Экспериментальная деятельность детей»ТугушеваСтр. 119-124 |