Консультация для родителей «Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой»

Автор: Прищепёнок Наталья Сергеевна, методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Киров)

Часто можно слышать сетования занятых мам и бабушек, стоящих у прилавков магазинов игрушек: «Жаль, для этих красивых кукол не продают отдельно дополнительной одежды!». Это очень «продвинутые» мамы и бабушки. Потому что они знают маленьким: (да и постарше) детям обязательно надо в ходе игры с куклой переодевать её, меняя наряды, застёгивать-расстёгивать пуговки, снимать-надевать обувь, завязывая шнурочки на кукольных ботиночках.

Талант на кончиках пальцев

Так развивается мелкая моторика ребёнка, а этот процесс напрямую связан с развитием мозга, мышления, способностей человека. Недаром говорят, что талант человека — на кончиках пальцев! Формирование одной из двигательных функций ребёнка — тонких движений рук — происходит в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Так как основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, очень мудро и эффективно применять игровые действия для развития как можно большего количества столь необходимых для маленького человека качеств.

Таким образом, дополнительные комплекты одежды для кукол — это не дань моде, и не пережиток общества потребления. Это необходимый элемент развития ребёнка в процессе игры с куклой.

Развивающая роль кукольного гардероба

В случае кукольной моды одежда играет развивающую роль. Развивается не только вкус маленькой хозяйки куклы, но и логическое мышление. Куклы как люди — у них тоже должен быть гардероб на разную погоду и случаи жизни. На примере куклы малыш учится одеваться по сезону и по погоде. Начиная играть с куклой, ребёнок отождествляет себя с ней, кукла «повторяет» действия маленького человека, она вместе со взрослым, заинтересованным в развитии и воспитании ребёнка, может научить его многим положительным, необходимым в жизни качествам. Разнообразные сюжеты игры, где незаменима кукольная одежда, помогают привить детям важные умения — одеваться, правильно ухаживать за одеждой, стирать её, гладить, складывать и развешивать в шкафу. А если вдруг случайно, в процессе увлекательной игры, потерялась пуговка — ребёнок научится чинить одежду. Одевая и раздевая куклу, ребёнок тренирует движения запястья, которые у маленьких детей пока ещё недостаточно развиты.

Казалось бы, просто игра

Такая привычная и простая, на первый взгляд, игра в куклы на самом деле даст фору многим занятиям по охвату различных образовательных областей. Вот, например, образовательная область познание. В процессе игры с куклой и её одеждой расширяется и обогащается знание детей о видах одежды и обуви. Они узнают эти предметы на картинках и понимают, как последовательно нужно одевать куклу и, соответственно, себя. А это знание уже может быть отнесено и к образовательной области социализация. Сюда же входит воспитание бережного отношения к одежде и обуви, а ещё оказание взаимопомощи друг другу при одевании — когда уровень умений ещё сильно различается у тех, кто младше и тех, кто уже подрос.

Конечно же, говоря о сюжетно-ролевых играх с куклами и их разнообразными костюмами, нельзя не сказать об образовательной области коммуникация. В игре развивается речь как средство общения. В активный словарь детей вводятся слова, относящиеся и к процессу одевания-раздевания, и непосредственно к кукольному гардеробу. Особенно если он принадлежит к разным по стилю видам одежды (разные сезоны, профессиональная одежда, которая есть у кукол по профессиям и т. д.). Словарь ребенка дополняется и такими понятиями, как снаружи, внутри, изнанка, лицо, спереди, сзади. В игре с куклой и её одеждой необходимо обязательно поощрять детей высказывать свою точку зрения на то, правильно ли одевается кукла, аккуратная ли у неё одежда.

Маленький человек в игре, связанной с переодеванием куклы, привыкает к аккуратности, у него развивается чувство вкуса. Наличие у куклы дополнительной одежды вносит разнообразие в игровые сюжеты, развивает творческое воображение ребёнка. На примере кукольных нарядов можно изучать правила этикета: в чём кукла пойдёт в гости, в какой одежде будет заниматься спортом, а в чём можно и на прогулку отправиться. Куклы помогут сформировать чувство стиля у ребёнка, они «расскажут» и, главное, покажут, что такое деловой стиль, а что обозначает по-русски непонятное иностранное слово кэжуал, и куда в этом будет правильным ходить. Дополнительная одежда для кукол — это не просто мода, это уже дидактика.

А может, это призвание?

Заботливые мамы и бабушки никогда не упустят шанс ещё и ещё раз использовать игру с куклой для развития умений и способностей своего ребёнка. Да, в магазине при кировской фабрике игрушек есть разная дополнительная одежда для кукол. Но на её основе можно создать и свою одежду! Нафантазировать идею, смоделировать фасон, сконструировать выкройку, подобрать ткань, раскроить и сшить — всё это вполне может сделать ребёнок под руководством заботливого взрослого — родителя или педагога. В детском театре моды «Вдохновение» Кировского областного Дворца творчества детей и молодёжи даже запланировали провести конкурс моделей одежды для кукол кировской фабрики игрушек. Вспомните своё детство, с каким увлечением мы создавали модели для своих кукол и пупсиков!

Развитие мелкой моторики рук в процессе шитья и вязания, формирование художественного вкуса, увлечение любимым делом, которое впоследствии может вырасти в профессиональную деятельность — всё это может дать ребёнку обычная, казалось бы, игра в переодевание куклы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *